Спондилоартроз пояснично-крестцового отдела позвоночника

2024-07-08 09:00 Боль в спине
Спондилоартроз пояснично-крестцового отдела позвоночника — это хроническое заболевание, характеризующееся дегенеративно-дистрофическими изменениями в дугоотростчатых суставах. которые расположены между дужками соседних позвонков. При этом страдает не только сам суставной хрящ, но и подлежащая кость, связки и мышцы. Патология проявляется болевым синдромом, ограничением подвижности туловища, что значительно ухудшает качество жизни человека. Лечение спондилоартроза пояснично-крестцового отдела позвоночника в большинстве случаев консервативное, но иногда требуется хирургическое вмешательство. В статье разберем причины, проявления, а также методы диагностики и лечения спондилоартроза.
Заболевание встречается как среди мужчин, так и среди женщин. Профессиональная деятельность, связанная с поднятием тяжестей, строительством, сельским хозяйством, а также гормональные изменения в период менопаузы, ускоряют развитие дегенеративных изменений в суставах и хрящах позвоночника.

Причины

Со временем повреждаются и истощаются хрящи дугоотростчатых суставов, а также их капсула. В суставной полости уменьшается количество синовиальной жидкости. Сустав «высыхает», уменьшается в объеме. Для предупреждения дальнейшего повреждения хряща и стабилизации позвоночного столба, на дужках позвонков появляются костные разрастания — остеофиты. Эти изменения лежат в основе спондилоартроза и обуславливают его проявления. В связи с особенностями биомеханики позвоночного столба наиболее перегруженным его отделом является пояснично-крестцовый. Именно на этом уровне чаще и быстрее развиваются дегенеративно-дистрофические процессы, в том числе спондилоартроз.
Причины спондилоартроза пояснично-крестцового отдела позвоночника разнообразны и связаны как с внешними, так и с внутренними факторами. Наиболее значимые из них:
  • Возрастные изменения. С возрастом происходит естественное изнашивание и старение структур организма, в том числе и хрящевой ткани межпозвонковых суставов. Хрящ теряет свою эластичность, становится менее устойчивым к нагрузкам, что приводит к его постепенному разрушению
  • Механические факторы. Активные и длительные физические нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью или занятиями спортом, являются одним из основных факторов развития спондилоартроза пояснично-крестцового отдела позвоночника. Нагрузки приводят к микротравмам хрящевой ткани
  • Травмы позвоночника, такие как компрессионные переломы, переломы дужек позвонков, вывихи ускоряют развитие дегенеративных изменений в суставах
  • Наследственная предрасположенность. Если у родителей или других близких родственников были диагностированы дегенеративные заболевания позвоночника, вероятность их развития у потомков значительно увеличивается. Наследственность может определять как особенности строения позвоночника, так и скорость прогрессирования дегенеративных изменений
  • Неправильная осанка, длительное сидение или стояние в неудобной позе создают неравномерную нагрузку на позвоночник, что приводит к изнашиванию межпозвонковых суставов. Работа за компьютером, длительное вождение автомобиля и другие виды деятельности, требующие долгого пребывания в одном положении, способствуют развитию спондилоартроза
  • Аномалии развития позвоночного столба. Нарушение формирования дужек и тел позвонков может провоцировать дегенеративные изменения позвоночного столба

Выделяют следующие симптомы и проявления спондилоартроза поясничного отдела позвоночника:
  • Болевой синдром. Начальные признаки спондилоартроза поясничного отдела проявляются незначительными болевыми ощущениями в пояснице, которые усиливаются при физической активности и уменьшаются в покое. Со временем боль становится постоянной, усиливается при длительном стоянии или сидении, при наклонах и поворотах туловища. Боль может отдавать в ягодицы, бедра и ноги, что иногда связано с вовлечением нервных корешков
  • Напряжение околопозвоночных мышц на фоне болевого синдрома
  • Ограничение подвижности туловища. Пациенты часто жалуются на утреннюю скованность в пояснице, которая уменьшается после легкой разминки. Нарушение подвижности может проявляться трудностями при выполнении повседневных движений, таких как наклоны, повороты. С прогрессированием заболевания подвижность позвоночника снижается, что затрудняет выполнение даже простых бытовых действий
  • Неврологические симптомы. При развитии деформирующего спондилоартроза пояснично-крестцового отдела позвоночника остеофиты позвонков могут сдавливать нервные корешки. В результате возникают неврологические симптомы: ползание мурашек, покалывание и снижение чувствительности кожи, а также мышечная слабость в ногах

К какому врачу обратиться?

При появлении боли в спине и ограничении подвижности туловища следует обратиться к неврологу. Записаться на прием к специалисту можно в Клинику Ткачева в Волгограде.
На приеме невролог подробно расспросит вас о жалобах, соберет анамнез заболевания, осмотрит спину на предмет деформаций и повреждений, ощупает околопозвоночные мышцы, а также проведет функциональные пробы. Также важным этапом консультации специалиста является неврологический осмотр с определением силы мышц конечностей, кожной чувствительности, сухожильных рефлексов.
На основании данных, полученных в ходе приема, врач устанавливает предварительный диагноз и может направить пациента на дополнительные обследования.

Для диагностики причины боли в спине, в том числе для выявления спондилоартроза пояснично-крестцового отдела позвоночника, врач может рекомендовать инструментальные методы, такие как:
  • Рентгенография, визуализирующая костные структуры позвоночника. Метод помогает выявить травмы, остеофиты, снижение высоты межпозвонковых дисков, сужение суставных щелей
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) является золотым стандартом диагностики заболеваний позвоночника, так как позволяет получать высококачественные изображения не только костных структур, но и мягких тканей. С помощью МРТ можно оценить состояние межпозвонковых дисков, связок, мышц, нервных корешков и спинного мозга. Этот метод особенно информативен для выявления сдавления нервных структур
  • Компьютерная томография (КТ) позволяет получить детализированные изображения позвоночного столба. Этот метод часто используется для уточнения данных, полученных на рентгенограмме, или в случае, если нет возможности провести МРТ
Лабораторные исследования не могут непосредственно подтвердить наличие спондилоартроза, но они помогают исключить другие заболевания структур позвоночника с похожими симптомами.

Как лечить спондилоартроз пояснично-крестцового отдела?

Терапия спондилоартроза чаще всего консервативная и требует комплексного подхода. Обычно это прием медикаментов, физиотерапия и лечебная физкультура. Основные цели лечения — это уменьшение боли, улучшение подвижности позвоночника и предотвращение прогрессирования дегенеративных изменений.
Рассмотрим основные методы консервативного лечения:
  • Медикаментозная терапия, помогающая снять боль, воспаление и мышечный спазм
  • Физиопроцедуры: лазерная терапия, магнитотерапия. Методы назначаются только после снятия острых симптомов и направлены на улучшение питания тканей и стимуляцию восстановления поврежденных структур
  • Лечебная физкультура (ЛФК) — это специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, улучшения гибкости и подвижности позвоночника. Комплекс упражнений подбирается индивидуально врачом или инструктором ЛФК
  • Массаж помогает расслабить мышцы, уменьшить боль и улучшить самочувствие пациента
  • Использование ортопедического корсета при острой боли помогает расслабить спазмированные мышцы, снизить нагрузку на позвоночник и уменьшить болевые ощущения при движениях
  • Иглорефлексотерапия — метод, основанный на стимуляции биологически активных точек тела с помощью тончайших игл с целью уменьшения боли и улучшения общего состояния
  • Кинезиотейпирование — использование специальных эластичных клейких лент для расслабления мышц и уменьшения боли
В случаях, когда консервативные способы лечения не приносят эффекта в течение трех месяцев, пациента беспокоят постоянная боль в спине, выраженное ограничение подвижности, может потребоваться хирургическое вмешательство. Основные виды операций:
  • Удаление костных наростов, сдавливающих нервные корешки и ограничивающих подвижность позвоночника
  • Стабилизация и фиксация позвоночного столба с помощью металлических конструкций
Врачи Клиники Ткачева специализируются на эффективном лечении заболеваний позвоночника без операции. Для каждого пациента разрабатывается персонализированная программа лечения с учетом особенностей заболевания, возраста человека, его образа жизни и наличия сопутствующих патологий. Такой подход позволяет достигать отличных результатов и улучшать качество жизни пациентов.

Для профилактики спондилоартроза следует:
  • Поддерживать нормальную массу тела
  • Ежедневно быть физически активным
  • Следить за правильной осанкой при ходьбе, длительном сидении
  • Выполнять физические упражнения с правильной техникой
  • Избегать травмоопасной деятельности
  • Для сна выбирать ортопедическую подушку и матрас
Занятия плаванием, йогой и пилатесом, а также регулярные пешие прогулки — отличные виды физической активности, которые помогут предотвратить заболевания позвоночника, в том числе и спондилоартроз.

Прогнозы

Прогноз при спондилоартрозе пояснично-крестцового отдела позвоночника зависит от своевременности и адекватности начатого лечения, а также индивидуальных особенностей организма пациента.
При выявлении заболевания на ранних этапах и быстром начале лечения, пациенты могут рассчитывать на значительное улучшение состояния, уменьшение болевого синдрома и восстановление подвижности позвоночника. Несмотря на то, что излечить спондилоартроз невозможно, соблюдение рекомендаций специалиста поможет замедлить прогрессирование дегенеративно-дистрофических изменений позвоночного столба и поддерживать качество жизни на высоком уровне.

Основные тезисы из статьи

Спондилоартрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника называется хроническое заболевание, связанное с дегенеративно-дистрофическими изменениями в суставах между дужками соседних позвонков.
  1. Заболевание проявляется болью, ограничением подвижности туловища, скованностью и напряжением мышц. Реже пациентов беспокоят неврологические симптомы — чувствительные нарушения, мышечная слабость в нижних конечностях, что может говорить о сдавлении нервных корешков костными разрастаниями
  2. Для диагностики заболевания, кроме осмотра невролога, часто используют дополнительные инструментальные методы: рентгенографию, МРТ, КТ пояснично-крестцового отдела позвоночника, лабораторные анализы
  3. Лечится заболевание чаще консервативно. Комплексная терапия может включать прием медикаментов, физиопроцедуры, лечебную физкультуру, массаж, иглорефлексотерапию. В тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство
  4. Ключевые методы профилактики спондилоартроза — поддержание нормальной массы тела, физические нагрузки на регулярной основе, соблюдение правильной осанки, избегание травм
Список литературы:
  1. Луцик, А.А. Дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника / А.А. Луцик, М.А. Садовой, А.В. Крутько и соавт. — Новосибирск: Наука, 2012.
  2. Вейн А.М. Болевые синдромы в неврологической практике. М.: МЕДпресс, 1999. 372 с.
  3. Епифанов В.А., Ролик И.С., Епифанов А.В. Остеохондроз позвоночника: Диагностика, лечение, профилактика. М., 2000.
  4. Жарков П.Л. Остеохондроз и другие дистрофические изменения позвоночника у взрослых и детей. М.: Медицина, 1994.