Болит правый бок сзади спины, что делать?

Боль в спине
Боль в правом боку со спины имеет две основных группы причин: проблемы с костно-мышечной системой и патология со стороны внутренних органов. Самостоятельно разобраться, почему болит правый бок сзади спины, бывает сложно: острая боль может быть связана как с безобидным растяжением мышцы, так и с блокировкой оттока мочи из почки из-за камня. Ниже подробнее расскажем о спектре возможных причин дискомфорта в боку и о том, как врачи могут помочь при появлении этого симптома.

Причина боли

При боли в спине справа в первую очередь необходимо выяснить, боль исходит от органов грудной, брюшной полости, забрюшинного пространства, или же её источником являются мышцы, нервы, связки и позвоночник.
Патология следующих внутренних органов может приводить к тому, что болит правый бок со спины у мужчин и женщин:
  • лёгкие и плевральная оболочка: в самих легких практически нет болевых рецепторов, поэтому даже серьёзные заболевания, такие как пневмония, могут не сопровождаться болью. Боль возникает, если в воспалительный процесс вовлекается плевра, в которой много чувствительных нервных окончаний, а также при длительном кашле — в этом случае перенапрягаются и спазмируется дыхательная мускулатура. Нижняя граница плевры сзади проходит чуть выше уровня нижних рёбер
  • поджелудочная железа: чуть ниже грудной полости, кпереди от позвоночника, находится забрюшинное пространство. Оно простирается от диафрагмы до малого таза, поэтому при наличии патологии в нём боль будет ощущаться в пояснице. В забрюшинном пространстве находятся крупные сосуды, почки, поджелудочная железа. Классическая боль в поджелудочной железе носит опоясывающий характер: болят верхние отделы поясницы и верхние отделы живота. Боль тупая, монотонная и часто очень сильная. При воспалении, кистах или опухолях в головке поджелудочной железы болеть может больше справа
  • почки и мочеточники: внезапно возникшая резкая односторонняя колющая боль в пояснице — классический признак почечной колики. Это состояние возникает при нарушении оттока мочи, обычно вызванном закупоркой мочевыводящих путей камнем. Дискомфорт при пиелонефрите, инфекционном воспалении в почке, носит совершенно иной характер. Обычно это тянущая боль в правом боку со стороны спины слабая или умеренная, ощущается глубоко внутри, может вызывать чувство тяжести или распирания. С этими ощущениями человек может продолжать жить обычной жизнью, однако они опасны: без лечения бактерии могут распространиться из почки по всему организму, вызвать сепсис и даже летальный исход. Кроме того, пиелонефрит может стать хроническим и в последующем привести к почечной недостаточности
  • крупные сосуды: в редких случаях боли могут быть вызваны аневризмой — расширением и истончением стенки брюшного отдела аорты. Аневризма опасна осложнением в виде разрыва и тяжелого, массивного кровотечения, поэтому при ее обнаружении нужно проконсультироваться с сосудистым хирургом
  • аппендикс: при атипичном расположении червеобразного отростка аппендицит может проявляться болью в правом боку сзади
Боль костно-мышечного происхождения встречается чаще, к ней приводят растяжения и спазмы мышц спины, а также дегенеративная болезнь позвоночника. Боль может быть острой или хронической, иметь различную интенсивность. Объединяет разные виды костно-мышечной боли то, что они могут усиливаться при длительном сидении, стоянии, ходьбе и физической нагрузке. Чаще всего они боли не опасны, но если появляется неврологическая симптоматика в виде нарушения чувствительности или двигательной функции конечностей, нужно незамедлительно обращаться к врачу.

Кроме собственно боли, при диагностике важно учитывать сопутствующие симптомы. Если боль миофасциальная, вызвана мышечным спазмом или растяжением, иных симптомов быть не должно. Дискомфорт при этом достаточно сильный, ограничивает человека в движениях, усиливается при физической нагрузке, но облегчается приемом нестероидных противовоспалительных средств. При спазме иногда можно прощупать плотную болезненную мышцу.
Более серьезные состояния часто сопровождаются дополнительными жалобами:
  • при сдавлении нервных корешков межпозвонковой грыжей пояснично-крестцового отдела позвоночника: стреляющая или жгучая боль отдает в ногу и ягодицу, возникают нарушения чувствительности, ощущается ползание мурашек, болезненность при прикосновении к коже, в тяжелых случаях развивается слабость мышц в пораженной конечности
  • при поражении плевры: причиной боли может быть плеврит — воспаление плевры, а также некоторые более редкие заболевания, из-за которых в плевральной полости скапливается избыток жидкости, например, онкология. По характеристикам боль в плевре острая, обычно колющая, усиливается при глубоком вдохе и кашле. Как и любой воспалительный процесс, плеврит сопровождается общим недомоганием, повышением температуры тела и снижением аппетита
  • при болезнях лёгких: могут развиваться одышка, кашель, повышение температуры тела, слабость. Одышка не всегда субъективно ощутима пациентом. Ее можно выявить, посчитав количество дыхательных движений за минуту; в норме у взрослых их не больше 18
  • при болезнях поджелудочной железы: часто возникают диарея, тошнота, потеря веса, повышение уровня сахара в крови и общая слабость. При увеличении правой части поджелудочной железы за счет отека или опухоли её головки может появиться желтуха, поскольку железа сдавливает проходящие рядом желчевыводящие пути
  • при болезнях почек: почечная колика, кроме боли, может сопровождаться повышением температуры тела или артериального давления, тошнотой, сердцебиением. Несмотря на высокую интенсивность боли, она может пройти самостоятельно или при приёме спазмолитика. Однако колика может повториться. Пиелонефрит может также вызывает повышение температуры тела и отеки, но часто клиническая картина при нем не слишком очевидна

Получите дистанционную консультацию по МРТ позвоночника

Отправьте МРТ исследование и получите экспертное мнение о возможности безоперационного лечения в нашей клинике

Показать МРТ врачу →

Когда болит спина в пояснице справа, в первую очередь стоит обратиться к терапевту, который подробно расспросит, проведет осмотр и пальпацию болезненной области и установит предположительный диагноз. При классической миофасциальной боли консультации терапевта может быть достаточно. Подозрение на корешковую боль послужит поводом для направления к неврологу. Если характеристики боли наводят на мысли о патологии внутренних органов или позвоночника, врач может назначить дополнительное обследование:
  • общий и биохимический анализ крови
  • общий анализ мочи
  • рентгенографию грудной клетки
  • УЗИ органов брюшной полости, забрюшинного пространства, малого таза
  • МРТ брюшной полости, забрюшинного пространства
  • МРТ пояснично-крестцового или грудного отдела позвоночника

Когда возможно лечение без операции

В большинстве случаев, за исключением таких острых состояний, как аппендицит, операция при боли в правом боку сзади не требуется. Плановое хирургическое лечение применяется при аневризмах и опухолях.
При корешковой боли, вызванной межпозвонковой грыжей, операция может потребоваться в редких случаях, об этом сообщит врач, определив показания с помощью осмотра и МРТ. В Клинике Ткачева показания к операции помогут уточнить невролог и нейрохирург. Однако чаще всего грыжи успешно лечатся консервативными методами, которые дают хорошие результаты, если риск развития осложнений в ближайшее время невысок. Это связано с тем, что организм самостоятельно старается осуществить резорбцию грыжи, а правильно подобранное консервативное лечение помогает и способствует этому процессу. Структура позвоночника при этом не изменяется так, как это происходит при операции, что повышает шансы на полное избавление от боли и более быстрое восстановление.

Методы консервативного лечения

При болезнях внутренних органах методы разнообразны и зависят от конкретного диагноза. Лечение подбирает врач соответствующего профиля.
При мышечной патологии в остром периоде можно применять обезболивающие, а также методы, обеспечивающие снятие местного отека и расслабление мышц, например, акупунктуру и магнитотерапию. При грыжах позвоночника чаще всего лечение состоит из комбинации консервативных методов, ускоряющих регенеративные процессы и поддерживающих питание межпозвонкового диска. Это может быть лазерная терапия, иглорефлексотерапия, пролотерапия, PRP-терапия, массаж, мануальная терапия и лечебная физкультура.
Метод резорбции грыжи позвоночника помогает 9 из 10 пациентам избежать операции. Узнать подробнее про метод лечения →

Прогноз

Прогноз зависит от причины боли, выраженности симптомов, стадии заболевания, а также своевременности и адекватности лечения. Терапии хорошо поддаются большинство состояний, вызывающих боль в правом боку со спины, начиная от аппендицита и заканчивая межпозвонковой грыжей, главное, чтобы лечением занялся специалист. Что касается наиболее частой причины умеренной односторонней боли в боку — мышечного растяжения и спазма, то она часто проходит самостоятельно. Специалист Клиники Ткачева может назначить консервативные процедуры и дать рекомендации о том, как снизить риск повторения боли.

Чтобы боль в спине беспокоила реже, стоит соблюдать несколько простых правил:
  • избегать длительного сидения и других статичных поз
  • всегда разминаться перед физической нагрузкой
  • соблюдать правильную технику поднятия тяжестей
  • сохранять здоровую массу тела
  • отказаться от употребления алкоголя и курения
  • своевременно лечить хронические заболевания
  • включить в рацион больше жидкости, фруктов и овощей
  • регулярно выполнять упражнения для повышения силы мышц туловища
Более подробные и персонализированные рекомендации вы можете получить в Клинике Ткачева. Врач уточнит, нужно ли вам дообследование, а если у вас уже есть снимки МРТ позвоночника, сможет дать по ним экспертное заключение.
Литература
  1. Голубенко Е.О., Силина Е.В., Орлова А.С. Персонифицированный подход в лечении болевых синдромов. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2017;7–8:107–112. [Golubenko E.O., Silina E.V., Orlova A.S. Personalized medicine in pain management. Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. 2017;7–8:107–112 (in Russ.)].
  2. Кулешов А.А., Крупаткин А.И., Муравьева Н.В. Спонтанная резорбция грыж межпозвонковых дисков. Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. 2016;3:81–89. [Kuleshov A.A., Krupatkin A.I., Murav’yova N.V. Spontaneous Resorption of Intervertebral Disc Herniations. Vestnik travmatologii i ortopedii im. N.N. Priorova. 2016;3:81–89 (in Russ.)].
  3. Casiano VE, Sarwan G, Dydyk AM, Varacallo M. Back Pain. 2023 Feb 20. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2023 Jan–. PMID: 30844200.
  4. Debra Dent BPT Dip Manip PT OCS FCAMPT. Differential Diagnosis of the Spine: Exposing Spinal Pain Masqueraders. 2016. 280 p. ISBN-13 978-1519015266.