Остеохондроз шейного отдела позвоночника

Остеохондроз
Остеохондроз — это устаревший термин, который часто используется в России и некоторых других странах для обозначения дегенеративных изменений межпозвонковых дисков, фасеточных суставов и самих тел позвонков. В шейном отделе позвоночника эти изменения встречаются часто ввиду его подвижности и становятся причиной боли в шее как у мужчин, так и у женщин. Иногда дегенеративная болезнь осложняется межпозвонковой грыжей, сдавливающей спинномозговой корешок, что может приводить к мышечной слабости, онемению кожи верхних конечностей. О симптомах и лечении шейного остеохондроза поговорим в статье.

Причина боли

Шейный отдел позвоночника очень подвижен. Он состоит из семи позвонков, расположенных между ними межпозвонковых дисков, а также связок. При остеохондрозе истончаются и деформируются межпозвонковые диски, снижается их эластичность и амортизация. Постепенно внутренняя часть диска, пульпозное ядро, выпячивается сквозь микроповреждения в наружной части — фиброзном кольце. Так формируются межпозвонковые протрузии и грыжи, раздражая болевые рецепторы связки вдоль задней поверхности позвоночного столба, что и вызывает боль. При сдавлении спинномозговых корешков возможен переход боли в верхние конечности и появление неврологической симптоматики: снижение чувствительности кожи руки, мышечная слабость в ней и др. В качестве защитной реакции на любые травмы и повреждения по краям тел и на дужках позвонков могут появляться костные разрастания — остеофиты.
Остеохондроз шейного отдела позвоночника развивается, как правило, в результате процессов старения, но некоторые факторы риска усугубляют и ускоряют течение дегенеративной болезни позвоночника. Среди них:
  • Генетическая предрасположенность. Наличие остеохондроза у ближайших родственников, особенно в молодом возрасте, повышает риск его раннего возникновения и осложнений
  • Гиподинамия. При малоподвижном образе жизни нарушается питание межпозвонковых дисков. Они не имеют сосудов и получают питательные вещества путем диффузии из тел позвонков. Эти процессы происходят активно при физической нагрузке
  • Травма. Травмы позвоночника ускоряют развитие дегенеративных изменений позвоночника
  • Неравномерная нагрузка на позвоночный столб. Возможные ситуации: неправильное выполнение физических упражнений, нарушение осанки, преимущественная нагрузка на одну сторону тела или одну конечность, длительная поза с наклоном головы, например, при чтении с телефона
  • Нарушения обмена веществ. На состояние позвонков влияет наличие эндокринных заболеваний, особенно сахарного диабета, из-за которого затрудняется питание тканей

Доминирующий симптом при остеохондрозе шейного отдела позвоночника — боль. Ее локализация зависит от характера поражения. При раздражении выпячиванием диска или остеофитами чувствительной связки боль ощущается в шее и связана с рефлекторным спазмом мышц. Если грыжа сдавливает спинномозговой нерв, боль может отдавать в руку.
Чаще всего боль отмечается в шее и затылке, возникает или усиливается при резких движениях головы, длительного статического напряжения, неудобного положения, например, после сна.
Другие признаки остеохондроза шейного отдела позвоночника:
  • Ограничение подвижности шеи, боль при поворотах головы
  • Спазм мышц шеи
  • Снижение тонуса и силы мышц верхних конечностей, что характерно для сдавления грыжей спинномозгового корешка
  • Нарушение чувствительности кожи верхних конечностей
  • При сдавлении грыжей позвоночной артерии появляются симптомы вертебробазилярной недостаточности, развивающиеся резко при повороте или наклоне головы: головокружение, тошнота, шум в ушах, обморок, кратковременное нарушение памяти, шаткость при ходьбе, нарушения зрения, слуха и речи, резкая мышечная слабость в конечностях

С болью и дискомфортом в области шеи пациенту рекомендуется обратиться к неврологу или вертебрологу. Иногда необходима консультация других специалистов: травматолога-ортопеда при наличии в анамнезе травмы.
Невролог проводит осмотр и уточняет жалобы и анамнез. Шейный остеохондроз может проявляться, как десятки заболеваний, поэтому зачастую необходимо дообследование, чтобы определить причину боли и поставить клинический диагноз.
Диагностический план при боли в шее может включать следующие методы обследования:
  • Лабораторные исследования (общий анализ крови, биохимический анализ крови, анализ мочи, другие — по показаниям)
  • Рентгенография шейного отдела позвоночника для выявления переломов и других травм
  • КТ шейного отдела позвоночника для определения травм, онкологических заболеваний и других изменений позвонков
  • МРТ шейного отдела позвоночника для оценки состояния спинного мозга, нервных корешков, визуализации протрузий и грыж
  • Электронейромиография для определения проводимости импульсов по спинномозговым корешкам
При дифференциальной диагностике назначают и другие обследования на усмотрение узких специалистов.

Получите дистанционную консультацию по МРТ позвоночника

Отправьте МРТ исследование и получите экспертное мнение о возможности безоперационного лечения в нашей клинике

Показать МРТ врачу →

Когда возможно лечение без операции

При остеохондрозе шейного отдела позвоночника консервативное лечение проводят, если нет прогрессирующих неврологических проявлений: мышечной слабости и онемения в конечностях. Они возникают при сдавлении спинномозговых корешков, артерий, спинного мозга.
Как лечить остеохондроз шеи, невролог определяет после осмотра и получения результатов обследований. Большинство пациентов получают результативную консервативную терапию со стойкой длительной ремиссией. Современные методики эффективно применяются и для профилактики прогрессирования остеохондроза и его проявлений.

Методы консервативного лечения

При шейном остеохондрозе терапия начинается с консервативных методов. Ее цели: купирование болевого синдрома, устранение мышечного спазма, улучшение обменных процессов в нервной ткани и микроциркуляции.
В клинике Ткачева проводят комплексное лечение остеохондроза шейного отдела позвоночника.
Медикаментозная терапия проводится для снятия болевого синдрома и спазма мышц. Для этого невролог назначает нестероидные противовоспалительные препараты, миорелаксанты. Если боль длится более 12 недель, то есть становится хронической, могут быть рекомендованы антиконвульсанты и антидепрессанты со стойким анальгетическим эффектом.
Помимо медикаментозной терапии, используют современные эффективные методики:
  • Иглорефлексотерапию. Невролог специальными стерильными иглами раздражает биологически активные точки. Это облегчает состояние: уменьшает болевой синдром, расслабляет мышцы
  • Плазмотерапию. При локальном введении плазмы крови пациента, обогащенной тромбоцитами, стимулируется регенерация поврежденных тканей. Сокращается время восстановления после операций, заболеваний и травм
  • Высокоинтенсивный магнит BTL SIS (Англия). Электромагнитное поле стимулирует и ускоряет регенерацию поврежденных тканей. Облегчает боль и уменьшает отёк
  • Физиотерапевтический лазер MLS M6 (Италия). Метод обладает противовоспалительным, противоотечным и анальгезирующим действиями. Он позволяет уменьшить размеры грыжевого выпячивани. Используется как базовый метод в рамках курсового лечения межпозвоночных грыж методом резорбции
  • Лечебная физкультура. Занятия направлены на укрепление мышц, повышение гибкости позвоночника, восстановление объема движений в суставах позвоночника и формирование правильной осанки. Упражнения подбираются специалистом индивидуально для пациента, после снятия острой боли
  • Кинезиотейпирование. Совмещается с лечебной физкультурой. Перед занятиями врач фиксирует тейпы на шейно-воротниковой зоне в определенном направлении, чтобы расслабить мышцы и воздействовать на болевые рецепторы. В результате боль стихает. При регулярном применении восстанавливается подвижность позвоночника и нормализуется тонус мышц
  • Медицинский массаж. Специалист снимает мышечный спазм, воздействуя на рецепторы кожи, мышц и фасций. Быстро и надолго избавляет от боли, улучшает подвижность позвонков
В Клинике Ткачева в Волгограде разработана комплексная программа «Остеохондроз 2.0» для профилактики, лечения шейного остеохондроза, купирования боли в острый период, достижения и поддержания длительной ремиссии. Включает в себя современные и безопасные консервативные методики, быстро дающие результат. Терапия подбирается индивидуально в зависимости от причины боли в шее, спине и сопутствующих симптомов.

Прогноз

При своевременной диагностике и лечении исход благоприятный. Если появляются осложнения остеохондроза в виде межпозвонковой грыжи с разнообразной неврологической симптоматикой, может потребоваться хирургическое лечение. После него реабилитация может длиться годы. При отсутствии лечения высок риск стойкой утраты трудоспособности. Сопутствующие заболевания и пожилой возраст ухудшают прогноз.
Пациентов часто беспокоит вопрос, как избавиться от шейного остеохондроза навсегда. К сожалению, полностью его вылечить нельзя. Дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника — это процессы естественного старения организма, которых не избежать. Но можно замедлить их прогрессирование и избежать осложнений.

Специфических профилактических мер при остеохондрозе не существует.
Рекомендации сводятся к улучшению общего здоровья:
  • Поддержание оптимальной массы тела
  • Ведение активного образа жизни
  • Сон на ортопедическом матрасе и подушке
  • Регулярная умеренная физическая активность — достаточно получасовых прогулок, разминки для шеи и спины каждый день
  • Эргономика рабочего места. Стол и стул должны подходить вам по высоте, монитор компьютера находиться на уровне глаз или чуть выше
Эти меры сохранят здоровье опорно-двигательного аппарата, уменьшая скорость изнашиваемости межпозвонковых дисков.

Тезисы:

1. Остеохондроз шейного отдела позвоночника — это дегенеративно-дистрофические изменения позвонков, сопровождающиеся формированием грыж межпозвонковых дисков
  2. Шейный остеохондроз проявляется болью в шее, ограничением её подвижности, спазмом мышц. При сдавлении грыжей спинномозгового корешка может отмечаться мышечная слабость и онемение кожи верхних конечностей
  3. Диагностика шейного остеохондроза заключается в осмотре невролога и проведении необходимого дообследования: КТ, МРТ позвоночника и других методов
  4. Лечение остеохондроза чаще всего консервативное и направлено на снятие боли, воспаления и спазма мышц
  5. Профилактика остеохондроза заключается в ведении активного образа жизни, регулярной физической активности и эргономике рабочего места