Протрузия поясничного отдела позвоночника

Протрузия Боль в спине Статьи
Не все пациенты с болью в спине сразу обращаются к специалисту. Некоторые приходят к неврологу со снимком МРТ поясничного отдела позвоночника. У многих по результатам исследования выявляются межпозвонковые протрузии и грыжи. Часто именно они и становятся поводом для беспокойства и обращения к врачу. В статье расскажем про причины формирования, симптомы и лечение протрузии поясничного отдела позвоночника.
Протрузия межпозвонковых дисков поясничного отдела

Почему формируется протрузия

Протрузия — это выпячивание межпозвонкового диска за пределы тел позвонков, чаще всего кзади. Как правило, это начальная стадия формирования грыжи. Принципиальным отличием протрузии от грыжи является сохранение целостности фиброзного кольца — наружной оболочки межпозвонкового диска. Основная причина появления протрузии — дегенеративно-дистрофические изменения позвоночного столба, которые обычно являются возрастной нормой. Но некоторые факторы ускоряют эти процессы. В результате чрезмерных нагрузок на позвоночник нарушается структура межпозвонковых дисков, они становятся «сухими», менее эластичными. Это приводит к формированию протрузий, грыж, проявления которых нарушают качество повседневной жизни и часто снижают двигательную активность. Чаще всего межпозвонковые выпячивания появляются в поясничном отделе позвоночника, так как на него приходится наиболее высокая нагрузка.

Симптомы протрузии

Протрузия может никак себя не проявлять и стать случайной находкой на снимке МРТ позвоночника при обследовании по другому поводу. Иногда выпячивание сопровождается симптомами, самый распространенный среди них — боль в пояснице, которая и приводит пациента к врачу. Обычно болезненные ощущения локализуются в нижней части спины, оттуда могут распространяться на одну или обе ноги. Боль может усиливаться при ходьбе, сидении и подъеме тяжестей, резких наклонах или поворотах туловища. Выраженность симптома тоже может быть разной: от незначительного дискомфорта до сильной боли, сковывающей движения.
К боли при протрузии поясничного отдела позвоночника приводят следующие факторы и механизмы:
  • Сдавление нервных корешков, которые выходят из спинного мозга и проходят через межпозвонковые отверстия, формируя периферические нервы нижних конечностей
  • Воспаление. Протрузия межпозвонкового диска раздражает окружающие ткани, вызывая в них воспаление и местный отек
  • Перенапряжение околопозвоночных связок и мышц. Протрузия сдавливает заднюю продольную связку, расположенную вдоль позвоночного столба, в которой множество нервных окончаний. Из-за боли рефлекторно возникает напряжение и спазм околопозвоночных мышц
  • Источником боли может являться и сам межпозвонковый диск из-за наличия в нем повреждений. Это может вызывать болевые ощущения непосредственно в месте локализации протрузии
Как у женщин, так и у мужчин при сдавлении нервного корешка протрузией поясничного отдела отмечается боль в пояснице, распространяющаяся в ягодицы и нижние конечности. Также пациенты могут отмечаться следующие неврологические симптомы:
  • нарушения чувствительности кожных покровов нижних конечностей: онемение или, наоборот, гиперчувствительность
  • мышечная слабость в ногах: чаще всего пациент испытывает трудности при попытке встать на пятки

Диагностика протрузии межпозвонкового диска

Диагностикой и лечением межпозвонковых выпячиваний занимается врач-невролог. Заподозрить протрузию поясничного отдела позвоночника врач может уже на первичном приеме, после подробного опроса пациента о его жалобах, особенностях анамнеза. После этого специалист осматривает поясничную область, пальпирует ее, выявляя болезненные участки, перенапряженные околопозвоночные мышцы. Также врач проводит специальные диагностические тесты, определяющие раздражение нервных корешков, и оценивает силу мышц, кожную чувствительность нижних конечностей.
Для уточнения диагноза, ставшего причиной боли в спине, специалист может назначить необходимые методы инструментальной диагностики:
  • Рентгенографию. По рентгеновским снимкам врач может оценить состояние позвоночного столба, выявить переломы, смещения тел позвонков. Рентген в последнее время применяется ограниченно, при отсутствии других, более информативных методов диагностики
  • Компьютерная томография. Исследование создает послойные снимки позвоночника, что позволяет оценить структуры позвоночника и определить косвенные признаки межпозвонкового выпячивания
  • Магнитно-резонансная томография. В ходе исследования визуализируются как кости, так и мягкие ткани позвоночного столба. МРТ — предпочтительный метод диагностики при подозрении на протрузии и грыжи, так как позволяет оценить размеры выпячивания и его влияние на окружающие структуры позвоночного столба
  • Электронейромиография (ЭНМГ). Метод оценки проводимости импульсов по нервным корешкам и периферическим нервам конечностей

Лечение

Только врач может объяснить, как вылечить протрузию поясничного отдела позвоночника и избавиться от боли в спине. Не рекомендуется заниматься самолечением и откладывать визит к врачу. Как только вы отметили боль или дискомфорт в пояснице, скованность движений — сразу запишитесь на консультацию к специалисту. Врач составит план лечения с учетом индивидуальных особенностей вашего организма, основного диагноза и сопутствующих заболеваний.
Лечение при протрузии поясничного отдела позвоночника обычно консервативное. Оно направлено на снятие симптомов, восстановление поврежденных тканей и профилактику рецидива боли в спине и прогрессирование межпозвонковой протрузии.
Важная составляющая лечения при протрузии — коррекция образа жизни пациента. Как в период острой боли, так и после рекомендуется минимизировать провоцирующие факторы: резкие движения, подъемы тяжестей, длительное пребывание в одной позе. При остром болевом синдроме необходимо ограничить физическую активность. После купирования острой боли необходимо начинать постепенно добавлять нагрузки.
При боли в спине, вызванной протрузией, врач, как правило, назначает медикаментозную терапию. Лекарственные препараты помогают снять обострение и улучшить самочувствие пациента. Чаще всего при протрузии поясничного отдела позвоночника врач назначает нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). Они устраняют боль и воспаление. В некоторых случаях показаны миорелаксанты для снятия мышечного спазма. Препараты из этих групп имеют ряд противопоказаний, а кратность и продолжительность их приема индивидуальны. Самолечение сопряжено с риском получить побочные эффекты.
После купирования обострения врач может назначить:
  • Лазерную терапию. Она снимает локальный отек, воспаление и боль, а также ускоряет восстановление тканей. Специалиста Клиники Ткачева применяют самый безопасный и эффективный физиотерапевтический лазер MLS M6
  • Магнитотерапию. Процедура купирует воспаление и улучшает питание тканей. В Клинике Ткачева используется технология BTL SIS
  • Иглорефлексотерапию (акупунктуру). Метод улучшает кровообращение в тканях, устраняет острую и хроническую боль, расслабляет мышцы. Суть процедуры заключается в установке специальных тонких игл в определенные биологически активные точки на теле пациента
  • Массаж. Лечебный массаж устраняет спазм околопозвоночных мышц и улучшает кровообращение в тканях. Помимо этого, массаж благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии пациента. После сеанса пациенты отмечают улучшение настроения и энергетический подъем
  • Специальный комплекс упражнений ЛФК. Это важная часть консервативного лечения при протрузии поясничного отдела позвоночника. Упражнения улучшают гибкость позвоночника, снимают спазм мышц, что способствует избавлению от боли в спине. Можно ли выполнять какое-либо упражнение при протрузии поясничного отдела именно вам, расскажет лечащий врач, ориентируясь на выявленные отклонения, индивидуальные особенности организма. Не рекомендуется самостоятельно подбирать комплекс гимнастики без предварительной врачебной консультации, так как неправильная техника может, наоборот, привести к ухудшению самочувствия
ЛФК позволяет добиться следующих положительных эффектов:
  • Укрепить мышцы спины. Специальные упражнения создают дополнительную поддержку для позвоночника, улучшают его стабильность
  • Улучшить подвижность позвоночника. Упражнения восстанавливают диапазон движений в поясничном отделе
  • Улучшить осанку. Правильная осанка важна для предотвращения перенапряжения мышц позвоночника и снижения нагрузки на позвоночник
  • Предотвратить рецидив боли. Укрепленные околопозвоночные мышцы снижают риск повторных обострений и прогрессирования протрузии
  • Гимнастика позволяет поддерживать оптимальную массу тела, уменьшая риск ожирения, при котором создается повышенная нагрузка на позвоночный столб и межпозвонковые диски

Осложнения протрузии поясничного отдела

Пациенты часто интересуются, можно ли избавиться от протрузии поясничного отдела? При протрузии важно избежать ее прогрессирования. Отсутствие своевременного лечения при боли в спине, чрезмерные физические нагрузки провоцируют увеличение выпячивания в размерах, разрыв фиброзного кольца. В итоге формируется межпозвонковая грыжа. Грыжа чаще протрузии приводит к неврологическим осложнениям: интенсивной и продолжительной боли, онемению и слабости в нижних конечностях, а иногда и расстройствам мочеиспускания и дефекации. В таких случаях консервативные методы лечения не всегда эффективны и может потребоваться консультация нейрохирурга.

Профилактика появления протрузии

Протрузии межпозвонковых дисков поясничного отдела часто прогрессируют в грыжи. Поэтому важно заниматься профилактикой появления межпозвонковых выпячиваний. Для этого нужно придерживаться следующих рекомендаций:
  • Регулярно делайте утреннюю зарядку
  • Если во время рабочего дня вам приходится находиться в неудобной статичной позе, долго сидеть, каждый час выполняйте небольшую разминку
  • Избегайте чрезмерных физических нагрузок, особенно связанных с подъемом тяжестей
  • При необходимости поднять тяжелый предмет, присядьте, возьмите его и встаньте с ровной спиной
  • Поддерживайте оптимальную массу тела, так как лишний вес создает
дополнительную нагрузку на все структуры позвоночного столба
Эти советы помогут снизить риск формирования протрузии, ее прогрессирования в межпозвонковую грыжу, а также позволят избежать обострений боли в спине.
Тезисы:
  • Протрузия поясничного отдела позвоночника — это выпячивание межпозвонкового диска за пределы тел позвонков без повреждения фиброзного кольца
  • Протрузия может не сопровождаться симптомами и стать случайной находкой на снимке МРТ позвоночника
  • Иногда протрузия сопровождается болью в спине, отдающей в ноге, мышечной слабостью и онемением в нижних конечностях
  • При боли в спине необходимо сразу обратиться за консультацией к неврологу, специалист после первичного приема назначит необходимое дообследование для уточнения диагноза и определения тактики лечения
  • Лечение при протрузии поясничного отдела позвоночника чаще всего консервативное. Оно нацелено на снятие симптомов и профилактику обострения боли в спине и прогрессирования межпозвонкового выпячивания
  • Лечебная физкультура — важная составляющая лечения при протрузии поясничного отдела позвоночника. Упражнения назначаются после снятия острой боли
Источники:
  1. «Боль в спине и протрузии межпозвоночных дисков« (автор: Андрей Бутримов, 2016).
  2. "Протрузия позвоночника. Современные методы лечения" (автор: Геннадий Пингвинов, 2018).
  3. "Back Mechanic: The Step-by-Step McGill Method to Fix Back Pain" by Stuart McGill, Ph.D. (2015).