Грыжа Шморля поясничного отдела позвоночника

Грыжа позвоночника
Лечение грыжи Шморля поясничного отдела

Грыжа Шморля поясничного отдела позвоночника: что это?

Грыжа — это выпячивание межпозвонкового диска, являющееся осложнением дегенеративной болезни позвоночника, или остеохондроза. Чаще всего грыжа выбухает кзади и становится причиной сдавления нервных корешков, а иногда и спинного мозга. ​​Существует особая разновидность межпозвонковых выпячиваний являются грыжами Шморля. Их отличительной чертой является прорастание внутрь тела позвонка, то есть они располагаются вертикально. Грыжи Шморля часто ассоциируются с остеохондрозом, но могут возникать и у людей без признаков дегенеративных изменений позвоночника. Наиболее часто такие грыжи диагностируют у мужчин в возрасте 40-50 лет, обычно случайно, при проведении МРТ позвоночника.

От чего появляются грыжи Шморля?

Межпозвонковые диски — это эластичные структуры, которые служат амортизаторами, защищая тела позвонков от чрезмерных нагрузок. Они располагаются по всему позвоночному столбу между каждой парой соседних позвонков. В норме соединительная ткань диска имеет более мягкую консистенцию, чем костная, содержит много воды и коллагеновых волокон. Внутри диска находится упругое ядро, которое удерживается прочным фиброзным кольцом.
Обычно грыжа возникает на фоне уменьшения количества жидкости в межпозвонковом диске, что сопровождается ослаблением и разрывом кольца, тогда как при узлах Шморля оно может сохранять нормальную структуру.
Как на верхней, так и на нижней поверхности позвонка, между ним и диском, есть особые структуры 一 замыкательные пластинки. Они состоят из костной и хрящевой ткани и обеспечивают транспорт питательных веществ в межпозвонковый диск. Именно нарушение структуры замыкательных пластинок приводит к формированию грыж Шморля: под действием осевых нагрузок пластинка истончается, трескается и больше не может удерживать диск от выбухания в сторону тела позвонка.
Диск при грыже Шморля может выбухать как в нижележащий позвонок, так и в вышележащий. В, однако точно неизвестно, вызывает ли дегенерация пластинок боль в спине в отсутствие грыжи.
Грыжа Шморля поясничного отдела позвоночника

Грыжа Шморля: причины возникновения

Появление дефекта замыкательной пластинки могут провоцировать две группы причин: чрезмерная осевая нагрузка на позвоночник и слабость самой пластинки. К факторам риска развития грыж Шморля относятся:
  • Травмы с осевой перегрузкой 一 дорожно-транспортные происшествия, прыжок на ноги с большой высоты, подъем тяжести
  • Занятия спортом, предполагающим частые резкие скручивания и наклоны в сторону, 一 футбол, гимнастика
  • Генетическая предрасположенность 一 грыжи и дегенерация межпозвонковых дисков у родственников
  • Заболевания, сопровождающиеся нарушением структуры и функции мелких сосудов, 一 сахарный диабет, атеросклероз
  • Состояния, сопровождающиеся снижением плотности костной ткани, 一 остеопороз, постменопауза, длительный прием некоторых препаратов, болезнь Педжета, опухоли костей
  • Нарушения осанки — юношеский кифоз
  • Дегенеративная болезнь позвоночника 一 выраженный остеохондроз со структурными и биомеханическими нарушениями позвоночного столба

Грыжа Шморля в поясничном отделе: симптомы

Выделяют два вида грыж Шморля: острые и хронические. Хронические грыжи чаще всего становятся случайной находкой на МРТ- или КТ-снимках позвоночника. Эти выпячивания не сопровождаются реакцией со стороны окружающих тканей и не приводят к болевому синдрому.
Острые грыжи Шморля воспринимаются организмом как нечто инородное в теле позвонка и вызывают воспаление. Реакция может быть достаточно выраженной и приводить к боли в спине, спазму мышц поясницы, ощущению скованности и снижению амплитуды движений. В отсутствие лечения признаки острой фазы обычно определяются на снимках в течение нескольких месяцев или года. Зачастую острая грыжа Шморля имеет большие размеры и может быть ассоциирована с риском перелома тела позвонка.
Хронические грыжи Шморля, хотя и не вызывают боли сами по себе, сигнализируют о предрасположенности к проблемам с межпозвонковыми дисками. При обнаружении таких грыж стоит уделить особое внимание профилактике остеохондроза. Один из основных способов 一 регулярные физические нагрузки для укрепления мышечного корсета и стимуляции обмена веществ в дисках. Начинающим подойдут ходьба, плавание, йога, езда на велосипеде.

Поскольку боль при грыже Шморля вызвана воспалением в окружающих тканях, а не самим выпячиванием, ее характеристики неспецифичны. Необходим осмотр врача-невролога, который назначит дополнительные обследования, если заподозрит грыжу. Чаще всего используют КТ и МРТ-сканирование: КТ отдают предпочтение при травмах для лучшей визуализации костных структур, МРТ 一 для осмотра мягких тканей при подозрении на дегенеративную природу патологии. При сочетании боли в пояснице с другими симптомами врач может также рекомендовать анализы крови 一 например, на маркеры ревматологических заболеваний.

Грыжа Шморля поясничного отдела позвоночника: лечение

При сильной боли в спине врач может назначить медикаментозные и немедикаментозные методы лечения. К ним относятся:
  • Прием нестероидных противовоспалительных препаратов
  • Инъекции глюкокортикостероидов в место боли
  • Холодные и теплые компрессы на спину
  • Ношение корсета для поясницы
После снятия приступа острой боли обычно рекомендуются физиопроцедуры и ЛФК, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить питание и восстановление поврежденных тканей.
Хирургическое лечение применяется в крайне редких случаях, чаще при грыжах больших размерах, а также переломах позвонков.

Когда необходимы упражнения

При острой грыже Шморля, особенно вызванной травмой, боль может быть сильной и потребовать соблюдения постельного режима в первые сутки. Затем можно постепенно внедрять простые движения: ходьбу по комнате, разминку и растяжку. Необходимо проконсультироваться у врача прежде, чем приступать к более серьезным физическим нагрузкам, поскольку:
  • Может потребоваться дообследование для исключения переломов, трещин позвонков, разрывов связок в результате травмы
  • Даже при дообследовании на снимках острые грыжи бывает затруднительно отличить от других заболеваний, в том числе опухолей позвонков и инфекций костной ткани по причине выраженного отека и сопутствующих изменений
Врач-невролог поможет точно поставить диагноз и исключить серьезные заболевания. После этого можно выполнять те упражнения, которые не причиняют вам дискомфорта.
Источником боли является не сама грыжа, а воспаленные ткани. Легкая разминка и растяжка мышц усилит приток крови к тканям позвоночного столба, уменьшит отек и спазм мышц, характерные для воспаления. Врачи, работающие в Клинике Ткачева, специализируются на диагностике и лечении заболеваний позвоночника. Запишитесь на консультацию, чтобы получить грамотные и современные рекомендации.

Эффективность гимнастики

Лечебная физкультура является одним из ключевых методов лечения и профилактики боли в пояснице различного происхождения. Для наилучшего эффекта стоит заниматься не менее 3-х часов в неделю. При выявлении изменений в позвоночнике, в том числе грыж Шморля, стоит отдать предпочтение тренировкам с инструктором. Специалист составит комплекс упражнений, который поможет облегчить боль, а не усилит ее, и проконтролирует технику выполнения. Пациенты часто задаются вопросом, можно ли вылечить грыжу Шморля. Грыжа не представляет опасности для позвоночника в хронической фазе, поэтому целью лечения является не рассасывание грыжи, а снятие боли и воспаления, а также замедление дегенеративных процессов в замыкательных пластинках.

Общие правила выполнения упражнений

При физических нагрузках важно соблюдать следующие принципы:
  • Начинать любые занятия с общей разминки
  • Не выполнять упражнения через боль
  • Соблюдать правильную позицию во время бега, наклонов, приседаний
  • Избегать резких движений, наклонов и прыжков
  • Сопровождать занятия на мышечную силу и выносливость растяжкой
  • Включать в программу упражнения на укрепление мышц бедер и пресса

ЛФК

Лечебная физкультура отличается от неконтролируемой физической нагрузки тем, что первая выполняется по четкой программе с многократным повторением упражнений. Это важно для достижения эффекта и избежания дополнительной травматизации. Программы ЛФК при проблемах с поясничным отделом позвоночника включают следующие виды нагрузки:
  • упражнения для укрепления мышц кора 一 это те мышцы, которые удерживают тело в вертикальном положении и часто бывают ослабленными у пациентов с грыжами дисков. Увеличение мышечной силы помогает стабилизировать позвоночник и облегчить выполнение ежедневных задач
  • упражнения на растяжку 一 повышают гибкость сухожилий и связок позвоночного столба, расширяя диапазон движений при наклонах и снимая спазм. Кроме того, регулярная растяжка мышц спины снижает давление внутри дисков, делая их менее чувствительными к компрессии. Растяжку лучше выполнять под контролем инструктора или реабилитолога
  • аэробные тренировки 一 стимулируют доставку к тканям кислорода, а также выработку в головном мозге эндорфинов, обладающих противоболевым эффектом. Пациент начинает лучше контролировать свое тело и поддерживать здоровую осанку. Не все виды аэробных тренировок подходят людям с грыжами: например, езда на велотренажере с наклоном вперед может усиливать боль в спине
Исследования показывают, что регулярные занятия ЛФК вдвое снижают вероятность повторного приступа боли в пояснице.

Противопоказания

При хронической боли лечебная физкультура является компонентом программы реабилитации и не имеет абсолютных противопоказаний, хотя в разных ситуациях требуется разная интенсивность упражнений. Существует ряд состояний, когда физкультура противопоказана:
  • переломы костей
  • любые острые инфекционные процессы
  • неврологические нарушения, вызванные синдромом конского хвоста — сдавлением пучка нижних спинномозговых корешков
  • острые или плохо контролируемые хронические сопутствующие заболевания внутренних органов
  • тяжелая анемия
  • нарушения питания
При выраженном остеопорозе, опухолях костей занятия физкультурой могут быть разрешены, но строго после одобрения специалиста и под контролем инструктора. Уточнить, что показано и противопоказано именно вам, можно на консультации с врачом Клиники Ткачева. Клиника успешно занимается лечением остеохондроза и грыж с 2008 года. Запишитесь к нам, чтобы получить назначения, соответствующие международным стандартам.
Источники:
  1. Т.В. Русова, А.А. Воропаева. Строение, функции и роль Замыкательных пластинок в развитии дегенеративных заболеваний позвоночника: обзор литературы // Хирургия позвоночника. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stroenie-funktsii-i-rol-zamykatelnyh-plastinok-v-razvitii-degenerativnyh-zabolevaniy-pozvonochnika-obzor-literatury
  2. Олизарович М. В. Множественная дистрофическая патология поясничного отдела позвоночника при многоуровневых грыжах межпозвонкового диска // Проблемы здоровья и экологии. 2014. №4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnozhestvennaya-distroficheskaya-patologiya-poyasnichnogo-otdela-pozvonochnika-pri-mnogourovnevyh-gryzhah-mezhpozvonkovogo-diska
  3. Abu-Ghanem S, Ohana N, Abu-Ghanem Y, Kittani M, Shelef I. Acute schmorl node in dorsal spine: an unusual cause of a sudden onset of severe back pain in a young female. Asian Spine J. 2013 Jun;7(2):131-5. doi: 10.4184/asj.2013.7.2.131. Epub 2013 May 22. PMID: 23741552; PMCID: PMC3669699.
  4. Mattei TA, Rehman AA. Schmorl's nodes: current pathophysiological, diagnostic, and therapeutic paradigms. Neurosurg Rev. 2014 Jan;37(1):39-46. doi: 10.1007/s10143-013-0488-4. Epub 2013 Aug 18. PMID: 23955279.